Антикоррупционная политика в КГБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника № 1, г. Барнаул» представляет собой комплекс взаимосвязанных принипов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности.
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» (далее «Федеральный закон № 273-ФЗ»).
Основные меры по предупреждению коррупции:
Антикоррупционная политика медицинской организации направлена на реализацию данных мер.
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией так же являются совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона №273-ФЗ).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона №273-ФЗ):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и после-дующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пересечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно – правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент – любое российское или иностранное юридическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействиям), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп – незаконное передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействий) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса российской Федерации).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правами и законными интересами, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Система мер противодействия коррупции в медицинской организации основывается на следующих ключевых принципах:
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенными Российской Федерацией международным договором, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
Ключевая роль руководства медицинской организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутри организованной системы предупреждения и противодействия коррупции.
Информированность работников медицинской организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения медицинской организации, ее руководителей и работ-ников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят зна-чимый результат.
Неотвратимость наказания для работников медицинской организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а так же персональная ответственность руководства организа-ции за реализацию внутри организованной антикоррупционной политики.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартов ведения деятельности.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных анти-коррупционных стандартов и процедур, а так же контроль за их исполнением.
4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под действие политики
Основным кругом лиц, попадающих под действие политики, являются работники медицинской организации, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика распространяется и на лица, выполняющие для медицинской организации работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров. В этом случае соответствующие положения нужно включить в текст договоров.
5. Определение должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики
В медицинской организации ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является руководитель — главный врач.
Задачи, функции и полномочия главного врача в сфере противодействия коррупции определены его Должностной инструкцией.
Эти обязанности включают в частности:
— разработку локальных нормативных актов медицинской организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
— проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками медицинской организации;
— организацию проведения оценки коррупционных рисков;
— прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а так же о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами медицинской организации или иными лицами;
— организацию заполнения и рассмотрения деклараций и конфликта интересов;
— организацию обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
— оказание содействия уполномоченным представителям контрольно- надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и про-тиводействия коррупции;
— оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
— проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
6. Определение и закрепление обязанностей работников и медицинской организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции
Обязанности работников медицинской организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции являются общими для всех. К общим обязанностям работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции относится следующее:
— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени медицинской организации;
— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени медицинской организации;
— незамедлительно информировать главного врача о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
— незамедлительно информировать главного врача о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
— сообщать главному врачу или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения.
Исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работниками при приеме его на работу в медицинскую организацию, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные данным локальным нормативным актом – «Антикоррупционная политика».
При условии закрепления обязанностей работнику в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовых кодексом Российской Федерации, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
7. Установление перечня реализуемых медицинской организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их ыполнения (применения)
№ п/п |
Направление |
Мероприятие |
1 |
2 |
3 |
1. |
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений |
Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников медицинской организации |
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов |
||
Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства |
||
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки |
||
Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников |
||
2. |
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению кор-рупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.) |
Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях совершения коррупционных право-нарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.) |
||
Введение процедуры информирования работниками о возникновении конфликта интересов и порядка урегули-рования выявленного конфликта интересов |
||
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях и деятельности ор-ганизации, от формальных и неформальных санкций |
||
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее поверженных таким рискам, и разработки соответствующих анти-коррупционных мер |
||
3. |
Обучение и информирование работников |
Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными доку-ментами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации |
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции |
||
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) анти-коррупционных стандартов и процедур |
||
4. |
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита орга-низации требованиям антикоррупционной политики организации |
Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур |
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных доку-ментов бухгалтерского учёта |
||
Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности рас-ходов в сферах с высоким корруп-ционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним кон-сультантам |
||
5. |
Оценка результатов про-водимой антикоррупционной работы и рас-пространение отчетных материалов |
Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействия коррупции |
Подготовка и распространение от-четных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции |
Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности медицинской организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды медицинской организацией.
Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
— представить деятельность медицинской организации в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделить составные элементы;
— выделить «критические точки» — для каждого процесса определить элементы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
— для каждого элемента, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
а) характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено медицинской организацией или ее отельными работними при совершении «коррупционного правонарушения»;
б) должности в медицинской организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения – участие каких должностных лиц медицинской организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
в) вероятные формы осуществления коррупционных платежей;
— разработать комплекс мер по установлению или минимизации коррупционных рисков.
Работники в целях раскрытия и урегулирования конфликта интересов обязаны:
— при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами медицинской организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;
— избегать (по возможности) ситуации и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
— раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;
— содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
Медицинская организация берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
Поступившая информация подлежит тщательной проверке уполно-моченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникших для медицинской организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов.
Способы разрешения конфликта интересов:
— ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
— добровольный отказ работника или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
— пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
— временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
— перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
— передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;
— отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами медицинской организации;
— увольнение работника из медицинской организации по инициативе работника;
— увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности медицинской организации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.
Ответственными за прием сведений о возникших (имеющихся) конфликтах интересов являются руководитель структурного подразделения, сотрудник кадровой службы, главный врач. Рассмотрение полученной информации проводится коллегиально.
Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение проводится по следующей тематике:
— коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);
— юридическая ответственность за совершение коррупционных право-нарушений;
— ознакомление с требования законодательства и внутренними документами организации по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации (прикладная);
— выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);
— поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и муниципальных, иных организаций;
— взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилак-тики и противодействия коррупции (прикладная).
Применяются следующие виды обучения:
— обучение работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после прима работу;
— обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
— периодическое обучение работников медицинской организации с целью поддержания знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
— дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недоста-точность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке.
Осуществление внутреннего контроля хозяйственных операций, организация внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчётности производится в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011г. № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете».
Внутренний контроль проводится с учетом требований антикоррупционной политики, реализуемой в медицинской организации, в том числе путем:
— проверки соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактики и предупреждению коррупции;
— контроля документирования операций хозяйственной деятельности медицинской организации;
— проверки экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
Контроль документирования операций хозяйственной деятельности, прежде всего, связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчётности организации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчётности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
Работники медицинской организации за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ).
Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства Российской Федерации. Конкретизация отдельных аспектов антикоррупционной политики может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту.